«Диктаторы» и «демократы» на сцене и за кафедрой

Сцена из спектакля Пигмалион: Елена Яковлева и Сергей МаковецкийУ каждого человека, которому по долгу службы приходится выступать перед аудиторией, есть свой индивидуальный стиль общения с этой самой аудиторией. При этом всех выступающих людей, будь то лектора за кафедрой или актеры на сцене, можно разделить на две группы. Первую группу условно можно назвать группой авторитарных правителей, вторую – группой демократов.

Для представителей «авторитарной» группы характерно полное подчинение себе аудитории. Конечно, волей-неволей «выступающие диктаторы» вынуждены учитывать настроения и желания публики. Однако делают они это крайне неохотно, предпочитая прочно держать бразды правления.
Для лекторов, отдающих предпочтение макиавеллизму, характерна сухая речь, без каких-либо вольностей и лирических отступлений.

Вторая группа – группа «демократов» — ориентируется в своей работе на желания публики, на ее реакцию. В зависимости от настроения аудитории выступающие «демократы» меняют свою речь, ее акценты, а иногда и сам предмет разговора.

Обычно «диктаторы» и «демократы» плохо понимают друг друга. Одни не могут понять, как можно так жестко навязывать аудитории свое мнение и свое настроение, другие – не могут взять в толк, как возможно идти на поводу у кучки неразумных студентов.

Любопытно, что неразрешимые противоречия между представителями двух групп наблюдаются не только в среде преподавателей и лекторов, но и между актерами. Так, например, народная артиста России Елена Яковлева, много лет работающая в театре «Современник», известным своим строгим отношением к игре на сцене, никак не может примириться с вахтанговской школой, для которой характерно вольное взаимодействие с аудиторией.

«До сих пор прихожу в негодование, когда во время спектакля Маковецкий запросто может сделать замечание зрителю по поводу зазвонившего мобильного телефона или показать публике фигу, разумеется, если есть повод, или предложить выпить шампанского — эта тема есть в пьесе. Никто из актеров «Современника» не позволит себе такого, а для Маковецкого, актера вахтанговской школы, с присущей ей импровизацией, такое вольное общение с залом — в порядке вещей. Но я продолжаю поучать Сережу, что так вести себя на сцене «Современника», как ведет себя он, недопустимо, и настоятельно прошу его: «Чтобы не было этих вахтанговских трюков!» На что Маковецкий мне возражает: «Лена, но как по-другому научить зрителя выключать те же мобильные телефоны? Как?» Я ему говорю: «Вот так — не реагировать, а продолжать играть»», — говорит Елена Яковлева.

Очевидно, что принажлежность выступающего человека к той или иной группе определяется не только тем, какую школу он прошел, но и его врожденными психологическими характеристиками.

Читайте также:  Скорочтение – реальность или фантастика?

Если вам приходится регулярно выступать перед аудиторией, и вы хотели бы точно узнать, к какой группе принадлежите вы, пройдите психологический тест онлайн «Какой вы оратор?»

Похожие материалы
Похожие материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обратите внимания, что, оставляя отзыв на материал и нажимая кнопку «отправить комментарий», вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением данного сайта.
Подпишитесь на рассылку. Сейчас самое время!

Новостная рассылка сайта Psyhotests.ru - никакого спама!

  • Новые тесты
  • Новости науки психологии
  • Советы, как избавиться от психологических проблем
  • Почему мы ведем себя так, а не иначе

Обратите внимания, что, подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением данного сайта.