Принятие решения личностью как цель внешнего воздействия

Принятие решения личностью как цель внешнего воздействияСреди исследователей данной проблематики стоит, прежде всего, назвать Козельского Ю. и Корнилову Т.В. Под принятием решения они понимали выбор из альтернатив. Причем собственно выбор является заключительным этапом принятия решения, которому предшествуют некоторые подготовительные этапы.

Принятие решения может быть опосредованно разными базисными процессами (сопоставлением вероятности и значимости событий, поиском правила и т.д.). Соответственно и психологические реалии, стоящие за термином принятия решения, как показывает Козельский Ю., могут относиться к разным областям психологического знания: к вероятностному прогнозированию, психологии мышления, психологии личности, социально-психологическим феноменам и т.д.

Зарубежные исследователи, рассматривая факторы, влияющие на принятие решения, обращают внимание на роль когнитивных и личностных предубеждений. Многие говорят о влиянии эффектов восприятия, в том числе: эффект «ореола», заключающийся в экстраполяции качества оценки одних параметров объекта на другие; эффект новизны, связанный с привлечением внимания более новым объектом и другие. Также на принятие решения оказывают влияние факторы, связанные с социальной природой личности: социальные стереотипы, влияние группы. Закономерности приписывания причин (каузальной атрибуции) также могут выступать в качестве факторов, влияющих на принятие решения.

Эффект незавершенности

В данной работе исследованию подвергается конкретный психологический механизм как способ побуждения личности к принятию решения, а именно – эффект незавершенности. В связи с чем, для детализации проводимого исследования целесообразно будет использовать классификацию принятия решений по типу решаемых задач.

Примером такого подхода, следующего признакам ситуации, служит классификация отечественных психологов Дружинина и Канторова, приводимая Корниловой Т.В. Специфика принятия решений определяется в этом подходе по тому результату, на который нацелено решение, и рассматривается три таких результата: информационные решения, оперативные и организаторские. В информационном решении субъект отвечает на вопрос, что истинно, принятие решения направлено на диагностирование ситуации, а результатом соответственно является некий информационный продукт, умозаключение. Принимая оперативное решение, субъект решает проблему, как действовать.

Читайте также:  Как улучшить креативность? Скучать и тосковать

В организационном решении выборы субъекта (или сообщества) определяют структуру и функции системы, организации. Организационные решения – это отдельный тип решений, обусловленный социальной ситуацией их реализации, такие решения с точки зрения результата также могут являться информационными или оперативными.

В связи с этим, достаточно глобального разделения принятий решений на информационные и оперативные: решение принимается либо на уровне мысли, либо на уровне действия.
Таким образом, в качестве целей некоторого внешнего воздействия может выступать: во-первых, побуждение личности к принятию какой-либо точки зрения, т.е. принятие информационного решения, что на практике наиболее часто является целью PR-кампаний.

Причем, для современного общества характерна нацеленность именно на побуждение личности к сознательному принятию решения. Масса из объекта должна стать субъектом со всеми присущими субъекту качествами. Во-вторых, целью воздействия может быть побуждение личности к конкретному действию, т.е. принятию оперативного решения, что в практике является обычно целью рекламного воздействия.

Основное положение о процессе принятия решения, которое присуще зарубежным авторам, как и отечественным исследователям, состоит в том, что принятие решения связано с неким итоговым выбором, результатом которого становится действие либо мнение.

Побуждение к принятию решения личностью в виде действия или суждения – возможные цели внешнего воздействия.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обратите внимания, что, оставляя отзыв на материал и нажимая кнопку «отправить комментарий», вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением данного сайта.
Подпишитесь на рассылку. Сейчас самое время!

Новостная рассылка сайта Psyhotests.ru - никакого спама!

  • Новые тесты
  • Новости науки психологии
  • Советы, как избавиться от психологических проблем
  • Почему мы ведем себя так, а не иначе

Обратите внимания, что, подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением данного сайта.